Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Основные направления развития современного образования:
- изменения в организации образовательной деятельности;
- изменения в технологиях обучения и воспитания;
- изменения в управлении образовательными учреждениями.
Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы.
И поэтому цель инновационной работы педагогического коллектива школы - создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения.
Инновационная работа в школе ведется по следующим направлениям:
- организация интеллектуально – творческой работы учителей,
- организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,
- информатизация образовательного пространства,
- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды,
- расширение участия общественности в управлении образованием.
Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).
Ожидаемые результаты инновационной деятельности:
- обеспечение доступности качественного образования;
- активное участие в экспериментальной работе;
- развитие дополнительного образования;
- патриотическое воспитание с использованием ресурсов школы;
- успешное участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, научно – практических конференциях;
- сотрудничество с ВУЗами.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности.
Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если это не учитывать, то из педагогической инновации выпадет собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности.
Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы. Успешная организация и реализация инновационной деятельности зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между педагогами.
Цель инновационной деятельности – активное реагирование на многообразие интересов и потребности детей и их родителей, а также достижение высокого уровня качества образования и развитие обучающихся
Задачи:
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
- создание условий для поиска эффективных решений актуальных проблем образования;
- привлечение педагогов к инновационной и экспериментальной деятельности по приоритетным направлениям современной системы образования;
- обеспечение взаимодействия науки и практики образования;
- содействие распространению инновационного педагогического опыта;
- создание мониторинга инновационной и экспериментальной деятельности
- Принципы инновационной деятельности:
- При модернизации образования признается безусловная ценность физического, психологического, духовного и нравственного благополучия детей. Инновационная и экспериментальная деятельность осуществляется с позиции единства традиций и инноваций в развитии образования, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Основными направлениями инновационной деятельности являются:
- отработка механизмов обновления содержания образовательного процесса (создание компьютеризированных курсов, проблемное обучение, программное обеспечение, организация исследовательской деятельности с получением новых для обучающихся знаний и т. д.), форм образовательного процесса (новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, воспитательных мероприятий и т.д.);
- отработка новых методов оценивания образовательного процесса (рейтинговая система, расширение бальной шкалы, создание портфолио и др.);
- отработка систем, основанных на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков;
- отработка новшеств, направленных на привлечение представителей общества к управлению школой; - отработка новых форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения, ориентированных на обеспечение более высокого качества образования (дистанционное обучение, тьюторство, освоение курсов по обучению менеджеров образования, экспертов и др.)
Управление инновационной и экспериментальной деятельностью: Общие вопросы управления инновационной и экспериментальной деятельностью осуществляет директор школы, в том числе:
- определяет приоритетные направления инновационной и экспериментальной деятельности;
- принимает необходимые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере инновационной и экспериментальной деятельности;
- выступает с предложениями, направленными на совершенствование инновационной и экспериментальной деятельности школы.
- контролирует реализацию программ инновационной и экспериментальной деятельности.
В целях развития инновационной и экспериментальной деятельности, выработки управленческих решений в сфере экспериментальной деятельности, проведения гласной, независимой, компетентной и объективной экспертизы инновационных образовательных проектов, экспериментальных программ, отслеживания промежуточных и итоговых результатов экспериментальной деятельности школы приказом директора создается научно-методический совет, который руководит инновационной и экспериментальной деятельностью. организует экспертизу инновационных образовательных проектов, программ экспериментальной деятельности, ежегодно подводит общие итоги результатов инновационной и экспериментальной